Как понять что надо заправлять кондиционер

Как быстро узнать что пора заправлять кондиционер?

Стало казаться, что кондиционер в салоне автомобиля не справляется со своими обязанностями? Возможно, так оно и есть, и оборудование нуждается в заправке, чистке или ремонте. Как убедиться в этом наверняка? И как определить, нужна ли заправка, или же причина некорректной работы кроется в чем-то другом? На самом деле, определить это совсем не сложно.

Как понять, что с кондиционером что-то не то?

Возможно, мнение, что с кондиционером что-то не то, кроется только в ощущениях водителя, а на самом деле оборудование работает корректно. Чтобы подтвердить или опровергнуть опасения, необходимо провести простую диагностику:

  1. Завести двигатель и включить кондиционер. Выставить минимальную температуру.
  2. Проверить, как холодный воздух поступает сквозь воздуховоды на холостом ходу и во время движения. Отсутствие холодных потоков или их недостаточное охлаждение говорит о загрязнении радиатора.
  3. Потрогать имеющиеся у оборудования трубки:
  • от компрессора к радиатору должна быть теплой в холодную погоду, горячей – в жару;
  • от радиатора в салон должна быть теплой всегда, но не горячей;
  • от салона к компрессору должна быть холодной, если это не так – значит, не хватает фреона.

Фреона может не хватать по разным причинам. Возможно, ситуацию исправит заправка. А если дело в разрывах, то утечка будет происходить снова и снова, понадобится ремонт.

Как понять, нужна ли кондиционеру заправка?

Вышеописанная последовательность действий не дает стопроцентной гарантии, что первоначальные предположения верны. Убедиться в необходимости заправки кондиционера наверняка можно, заглянув под капот.

Что надо сделать:

  1. Открыть капот и найти там маленькое круглое смотровое окошко на ресивере-осушителе. У разных автомобилей оно находится немного в разных местах, поэтому, не зная наверняка, лучше изучить инструкцию. Этот глазок нужно протереть, если он загрязнен.
  2. Завести автомобиль на холостом ходу, включить кондиционер на максимальное охлаждение. Подождать несколько минут.
  3. Понаблюдать через смотровое окошко за пузырьками газа:
  • появляются, уменьшаются, практически исчезают – нормальный уровень фреона, заправка не нужна;
  • появляются, уменьшаются, но не исчезают – фреона недостаточно, дозаправка может быть нужна;
  • жидкость молочного цвета – критически низкий уровень фреона, заправка необходима.

Если же по всем показателям уровень фреона в кондиционере нормальный, заправка не нужна, но климатическое оборудование работает некорректно, значит – проблема в чем-то другом.

Неполадки может вызвать загрязнение системы, утечки, выход из строя отдельных деталей системы и т.д. Если самостоятельно выявить проблему не удается, следует обратиться в сервисный центр.

Низкий уровень фреона в системе приведет к тому, что кондиционер перестанет выполнять свои функции. Без хладагента воздух не будет охлаждаться. Кроме того, сама система быстрее выйдет из строя при такой эксплуатации. Поэтому следить за уровнем фреона необходимо регулярно и самым тщательным образом.

Расскажите нам в комментариях о том, как Вы проверяете кондиционер, возможно это очень пригодится читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Источник: https://proautomasla.ru/stati/kak-bystro-uznat-chto-pora-zapravlyat-konditsioner.html

Заправка кондиционера авто своими руками. Сколько, чем и как заправлять кондей

Автокондиционер является агрегатом, создающим и поддерживающим в салоне автомобиля заданный микроклимат. Кондиционер авто, так же как и любое другое оборудование, требует своевременного обслуживания.

Именно поэтому, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, требуется периодическая дозаправка кондиционера автомобиля, чистка системы кондиционирования, и ряд других процедур, предотвращающих выход его из строя.

Те автовладельцы, которые часто пользуются кондиционером, скорее всего, уже не раз посещали сервис центры по его обслуживанию, уплачивая энную сумму денег (цена заправки кондиционера авто стартует от 1000 руб.). Однако на этой процедуре можно сэкономить, о том, как производится самостоятельная заправка автокондиционера и расскажем в нашей статье.

Разберемся с такими моментами:

Принцип работы автокондиционера

Принцип работы кондиционера в машине

Прежде чем приступать заправке кондиционера в машине своими руками, дабы процедура была успешной, желательно разобраться с устройством и принципом его работы. Система имеет три основные части:

  • компрессор;
  • конденсатор;
  • испаритель.

Процесс кондиционирования происходит приблизительно так:

  • Фреон, циркулирует по замкнутому контуру, проходя все 3 части.
  • Компрессор кондиционера сжимает газ и повышает его температуру.
  • Далее хладагент (уже горячий и под давлением) поступает в конденсатор, где он охлаждается и конденсируется (становится жидким).
  • После чего фреон идет в контур с высоким давлением и подводится к расширительному клапану, где распыляется и попадает в испаритель.
  • Именно в испарителе и происходит процесс охлаждения, поскольку там хладагент подвергается испарению, как следствие из воздуха отводится тепло, а он охлаждается.
  • В замыкание кругооборота фреон снова поступает в компрессор (в виде холодного газа) по стороне низкого давления, а там процесс обратно повторяется.

Как часто заправлять кондиционер в машине?

В процессе работы автокондиционера происходит небольшая утечка фреона. Норма такой потери газа за 1 год может достигать до 15%. Так что, каждые три года, если не случалась разгерметизация контура, в машине требуется заправлять хладагент в кондиционер. А в том случае, когда автомобиль уже довольно старенький, естественная утечка еще больше, поэтому заправка может потребоваться на год чаще, но метод заправки будет аналогичным.

Когда имеется большая утечка фреона, заправлять кондиционер автомобиля не имеет смысла, нужно сначала определить поврежденный участок и устранить (это можно сделать только на специализированном сервисе с применением ультрафиолета). Поэтому прежде всего нужно проверить работоспособность автокондиционера.

Когда утечка фреона больше нормы, то, скорее всего:

  • либо трубки системы кондиционера через механическое/коррозийное повреждение потеряли герметичность;
  • либо внутри конденсатора появились коррозийные процессы.

Какой фреон в автомобильном кондиционере?

Виды хладагента применяемые в автокондиционерах

Ранее для заправки кондиционера использовали фторсодержащий фреон R-12, хоть он и более продуктивный, но из-за того, что очень вредный, в 1992 г. его применение запретили, и заменили на хладагент R-134а. Поэтому владельцам автомобилей с кондиционером выпускавшимся до 1992 года выпуска, приходится либо самостоятельно заправлять, либо переходить тоже на новый вид фреона.

Ведь хотя они и работают на R-12, но на сервисных станциях заправка хлорфторосодержащего газа запрещена. Так что все новые модели машин с автомобильным кондиционером заправлены фреоном R-134а. Кстати, какой фреон в автомобильном кондиционере конкретной системы, можно увидеть на табличке, подняв капот. Хотя перепутать сложно, ведь даже заправочные штуцеры разные (в трубке под R-134а он выше и с большим диаметром).

На наклейке под капотом также можно увидеть и норму заправки фреона в автокондиционере.

Количество фреона в кондиционере автомобиля

Перед тем как заправлять кондиционер своими руками, желательно точно определится, какое количество фреона в кондиционере автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой требуемого количества баллончиков. Посмотреть норму заправки фреона в автокондиционере, как уже выяснили, можно на табличке под капотом, где указан как тип хладагента, так и его количество в системе.

Когда по каким-то причинам таблица отсутствует, то узнать, сколько нужно хладагента можно также и у автодилера или посмотреть в мануале. Для российских автомобилей норма заправки обычно составляет около 600-900g. Хотя, в принципе, точность по большому счету и не нужна, ведь, как правило, своими руками производится дозаправка системы, а не полное заполнение кондиционера.

Заправка автокондиционера производится или еще на заводе, или же после ремонта, когда газ полностью вышел, а при плановом обслуживании, мы можем только дозаправить фреоном до нормы, когда он сможет работать на полную мощность. Но при такой частичной заправке автомобильного кондиционера мы не можем знать, сколько граммов фреона осталось. Поэтому заправка кондиционера в машине происходит по давлению, отображающемся на манометре.

Поэтому, если вы не смогли узнать точных цифр и определить количество фреона в кондиционере автомобиля, то следите за стрелкой прибора.

Так как в гаражных условиях нет возможности узнать точное количество хладагента, то гораздо проще определить сколько нужно фреона для заправки машинного кондиционера по показаниям манометра.

В таблице количества фреона в машинном кондиционере всегда есть цифры и заправочных норм масла, но мало кто знает, как его долить, да и зачем. Некоторые водители, при заправке автокондиционера, советуют всегда доливать масло. Но ведь избыток смазки часто приводит к поломке поршневого компрессора, поскольку масло, проходя через агрегат вместе с газообразным хладагентом, нагорает на узлах. Так как же быть в этой ситуации?

Ответ довольно прост — для заправки автомобильного кондиционера лучше использовать фреон с добавлением масла (такая информация указывается на баллончике с хладагентом), поскольку оно там уже дозировано. Но если, все же, предусмотрена отдельная заправка смазки, то следует использовать полиалкиленгликолевое масло – PAG (на фото по средине). Масло заливается в компрессор через картер (указано стрелкой на фото справа).

Вакуумирование кондиционера своими руками

Далеко не все это учитывают, но не менее важной процедурой, кроме норм заправки фреона и количества масла в системе, также является и вакуумирование кондиционера!

Вакуумирование кондиционера автомобиля

Когда в системе автокондиционера осталось менее чем 50% хладагента, то завоздушивание и попадание внутрь влаги — неизбежно. Естественно, агрегат сможет работать, хотя и не на всю возможность, но, скорее всего, компрессор выйдет из строя, а на трубках системы образуется коррозия, и тогда ремонт обойдется куда дороже, чем вакуумирование. Для удаления из кондиционера атмосферного воздуха и паров влаги потребуется вакуумный насос.

Чтобы вакуумировать автокондиционер самостоятельно вам потребуется:

  1. Включить отопитель и прогреть авто, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
  2. Подключить вакуумный насос к штуцеру компрессора, а затем, выкрутив ниппель, повернуть под ним краник (против часовой стрелки);
  3. Включить насос на 15 минут, затем перекрыть вентили и выключить его. Процедуру повторить несколько раз.

После завершения процедуры нужно подождать часа 2-3, и только потом можно производить заправку кондиционера автомобиля.

Оборудование для заправки кондиционера авто

Самостоятельная заправка автокондиционера требует как базовых навыков, так и определенного комплекта оборудования. Поэтому, для проверки давление в системе и последующей заправки автомобильного кондиционера, нужно приобрести:

Набор оборудование для заправки кондиционера автомобиля

  • метрологическую станцию;
  • шланги;
  • переходник с краном, позволяющий подключится к системе;
  • баллон хладагента соответствующего типа (R-12 или R-134а).

Все необходимое оборудование для заправки кондиционера автомобилей своими руками можно приобрести в любом автомагазине.

Стандартный магазинный комплект для заправки подключается следующим образом:

  1. Баллон с фреоном, на нем имеется резьба и плоскость, которая прокалывается иглой во время подсоединении переходника (когда такой переходник с краником отсутствует, то нужно докупить отдельно).
  2. Соединительная муфта дает возможность подключить через тройник, манометр и шланг.
  3. Другой конец шланга подключается к метрологической станции (приобретается отдельно) к которой подсоединяется еще один шланг.

Как отличить где какой штуцер

Каким образом заправляется и как отличить, где какой штуцер?

Системы кондиционирования имеют две стороны: низкого (показана красной стрелкой) и высокого давления (на нее указывает синяя стрелка).

Заправка автокондционера производится в магистраль низкого давления, поэтому, первым делом вам понадобится найти нужный штуцер. Чтобы исключить заправку со стороны высокого давления, размеры входных отверстий различны. У некоторых моделей колпачки штуцеров обозначаются буквами «H» и «L» или имеют разный цвет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как долго заправлять кондиционер в машине

При откручивании краника магистрали низкого давления, тщательно протирайте сам колпачок и участок трубки тряпкой, чтобы внутрь не попала пыль или мусор.

Заправка кондиционера авто своими руками — наглядное видео

Независимо от модели авто и внешнего вида узлов, общая инструкция по заправке кондиционера автомобиля будет аналогична.

Итак, чтобы заправить фреон в систему автокондиционера, делаем следующее:

  1. Очищаем от грязи защитный колпачок и участок магистрали низкого давления, затем открываем его.
  2. На заправочный штуцер надеваем шланг от собранного ранее оборудования.
  3. Инструкцией по заправке автокондиционеров предусмотрен запуск двигателя и поддержка 1500 оборотов. Держать их нужно для того, чтобы компрессор прокачивал фреон по магистралям. Поэтому на данном этапе либо нужна помощь, либо можно поместить что-нибудь под педаль газа.
  4. Включаем рециркуляцию воздуха по салону на максимум.
  5. Открываем краник магистрали низкого давления, перевернув баллон с хладагентом вверх дном, и потихоньку открываем вентиль. Кондиционер начинает заправляться (на работающем двигателе).
  6. Заправка кондиционера автомобиля сопровождается постоянным контролем показаний манометра.

    Давление в магистрали низкого давления не должно превышать 285 кПа и в идеале должно составлять на 10 единиц меньше. Превышение максимально допустимого давления может привести к выходу из строя компрессора.

    Чтобы понять правильно ли заправляется система, можно посмотреть в окошко фильтра-осушителя — если там не наблюдается пузырьков и видна прозрачная жидкость, значит, вы все делаете правильно.

  7. Как только в салон пойдет прохладный воздух (около 5-8 C°), а шланг возле штуцера низкого давления будет холодным, как лед, процедуру заправки кондиционера машины можно завершить.

Как продлить срок службы кондиционера на автомобиле?

Для продления работоспособности автокондиционера следует соблюдать простые рекомендации по самостоятельному обслуживанию:

  • периодически мыть радиатор автокондиционера (конденсер);
  • в зимний период заезжать в теплое помещение и давать поработать кондиционеру минут 10-15, хотя бы раз в месяц.

Как видите, самостоятельная заправка автокондиционера не является сложной, и если нет необходимости искать утечку фреона или ремонтировать систему кондиционирования, то можно справится с обслуживанием своими руками.

Хотя, естественно, чтобы была выгода от самостоятельных действий, нужно иметь в наличии весь необходимый набор для заправки хладагента, ведь его стоимость обойдется вам в ту же цену, что и заправка кондиционера на СТО.

Поэтому данную процедуру выгодно делать при регулярном, раз в 2-3 года, обслуживании автокондиционера.

Источник: https://etlib.ru/blog/452-zapravka-konditsionera-avtomobilya-chto-skolko-chem-i-kak

сервис Пежо, Ситроен

Сервис купит Ваш автомобиль в любом состоянии! Мастер-приёмщик — 8 (966) 555-8-777

Проверить работу автокондиционера и произвести его заправку Вы можете в нашем автосервисе.

Когда надо заправлять кондиционер?

Заправку кондиционера, как правило, рекомендуют производить один раз в год, если автомобиль старше 3-х лет. Обслуживание кондиционеров новых машин требуется раз в 2-3 года.

Кроме того, в случаях обнаружения неполадок в системе кондиционирования и уменьшения рабочего объема хладагента после проведения соответствующих диагностических и ремонтных работ также необходимо заправить кондиционер.

Главными признаками неполадок автокондиционера являются его шумная работа и низкий уровень охлаждения салона (или его полное отсутствие). В таких ситуациях необходимо обратиться на станцию техобслуживания для выявления причин неисправности устройства.

картинка

Диагностика кондиционера автомобиля

Проверка работоспособности системы обычно ведется по следующим направлениям:

  • внешний осмотр деталей устройства;
  • оценка состояния фреона (в норме он должен быть прозрачным и без пузырьков);
  • проверка работы компрессора;
  • проверка рабочего давления в системе при помощи манометра;
  • диагностика электроники;
  • поиск течей при помощи ультрафиолетовой лампы и контрастного вещества, закачанного в систему вместе с фреоном и маслом.

картинка

Причины неисправностей автокондиционера:

  • загрязнение конденсора (радиатора), его коррозия и выход из строя;
  • поломка испарителя, ресивера-осушителя;
  • проблемы с терморегулирующим вентилем;
  • повреждение и загрязнение трубок, уплотнителей и их течь;
  • старение и рассыхание резиновых прокладок;
  • течь резиновых шлангов высокого давления;
  • течь сальника компрессора;
  • трещины в корпусе компрессора;
  • механическое заклинивание компрессора;
  • выход из строя электрики;
  • непроходимость системы;
  • чрезмерные давления (например, из-за заправки лишнего фреона);
  • неисправность воздушных заслонок, засорение фильтра тонкой очистки салонного воздуха;
  • некорректная работа климат-автомата.

картинка

Типичные проблемы в системах кондиционирования французских автомобилей (Peugeot, Renault, Citroen):

Общими неисправностями в кондиционерах многих машин французского производства являются:

  • выход из строя реле давления;
  • неполадки выключателя блока управления;
  • поломка датчика температуры испарителя кондиционера;
  • зависание в открытом положении воздушной заслонки двигателя;
  • неисправность муфты кондиционера;
  • неполадки в системе охлаждения двигателя, влекущие за собой активизацию реле выключения кондиционера при непрогретом двигателе.

картинка

Что касается конкретных марок и моделей автомобилей, то здесь можно выделить такие виды поломок:

  • Peugeot (Пежо) 206, 406 – поломка подводящих к компрессору трубок;
  • Peugeot (Пежо) 307 — выход из строя напорного шланга по причине загрязнения радиатора;
  • Peugeot (Пежо) 308 – поломка термостата, вернее датчика температуры ОЖ; гниющий радиатор;
  • Renault (Рено) Clio, Megane и другие – утечки через испаритель (гниют его патрубки).

картинка

Заправка кондиционера

После проверки системы кондиционирования на герметичность проводится ее заправка. Тип фреона и его требуемый объем обычно указывается на корпусе определенных деталей системы, под крышкой капота или в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Важно соблюдать подобные рекомендации завода-производителя машины. В том случае, если система заполнена хладагентом менее, чем на 50%, необходимо предварительное проведение вакуумирования.

Непосредственная заправка устройства осуществляется с использованием специальных автоматических станций.

Возврат к списку

Источник: http://www.francemir.ru/articles/4565/

Как заправить автомобильный кондиционер

Наличие кондиционера позволяет сделать поездки в автомобиле более комфортными, особенно в летний период. Используя устройство климат-контроля, вы сможете быстро устанавливать в салоне желаемые значения температуры и влажности, а также выбирать направление потоков воздуха.

Не удивительно, что все большее число водителей считает кондиционер крайне важной опцией и отдает предпочтение автомобилям, в которых этот прибор предусмотрен комплектацией. Впрочем, существует возможность в любое время оснастить свое авто системой охлаждения воздуха – достаточно заявить о своем желании сотрудникам СТО.

Если в ходе эксплуатации кондиционера Вы заметили, что качество его работы ухудшилось, то вполне вероятно, пришло время пополнить запасы хладагента!

Когда заправлять кондиционер

Охлаждение и нагрев воздуха кондиционером происходит за счет циркуляции хладагента – специального газа, который перемещается в замкнутом контуре устройства. Постепенное испарение хладагента (например – фреона) является естественным процессом, при этом скорость уменьшения его объема достигает 15% от общего количества в год. Так как узнать, когда заправлять кондиционер в машине? Обнаружить эту необходимость можно по следующим признакам:

  • Охлаждение воздуха происходит гораздо медленнее
  • При установке минимального значения Lo градусник показывает температуру выше +10-+12 ᵒС
  • Производительность устройства уменьшается на глазах
  • На трубках скопилось масло
  • На внутреннем блоке образовался иней.

Таким образом, если в целом работа кондиционера Вас не устраивает, велика вероятность того, что наступило время пополнить запас хладагента.

Через сколько (какой промежуток времени) нужно заправлять кондиционер в авто? Это зависит от многих факторов: от общего времени использования системы охлаждения, наличия утечек, даты последней заправки фреоном. В среднем, уже на третий год эксплуатации устройства становится заметной нехватка хладагента, особенно если кондиционером пользоваться постоянно. Кроме того, заправка нужна, если система климат-контроля подвергалась ремонту.

Перед тем как выполнить рекомендации по заправке фреона в кондиционер, необходимо проверить целостность контура и функциональных узлов устройства, чтобы исключить наличие утечек. Для этих целей автомобиль можно отправить на диагностику или осмотреть систему охлаждения самостоятельно, обращая внимание на следующее:

  • Работу компрессора (норма – вращение шкива при неподвижной торцевой части)
  • Трубки и шланги (отсутствует масляная пленка, видимые повреждения)
  • Радиатор кондиционера
  • Заправочный клапан
  • Трубку обратной магистрали (при работе кондиционера она становится холодной, практически ледяной).

Итак, если кондиционер исправен, но не даёт необходимого ощущения прохлады в летнюю жару, то необходимо подумать о том, как правильно заправлять автомобильный кондиционер.

Что следует знать перед заправкой кондиционера

Можно ли выполнить заправку кондиционера, не привлекая к этому специалистов?

В целом, само по себе мероприятие не таит в себе каких-либо сложностей. Однако при выполнении задачи следует учесть все нюансы, чтобы избежать проблем в ходе выполнения процедуры и в будущем.

Перед тем как пополнить запас фреона, необходимо выяснить, какое количество хладагента требуется системе. Для этого изучите документацию, которая предлагается в комплекте к кондиционеру: в ней должен быть указан заправочный объем и рекомендованная норма фреона для разового пополнения.

Кроме того, обратите внимание на тип газа, используемого в вашем устройстве, поскольку дозаправлять можно только тем же хладагентом. В случае если фреон многокомпонентный, то рекомендуется перед заправкой полностью очистить систему от газа.

Подготовка инструмента

Для заправки системы охлаждения вам потребуются следующие материалы:

  • Прибор для определения уровня давления (тест-коннектор)
  • Шланги для заправки
  • Кран
  • Баллон с хладагентом
  • Переходник.

Нередко в автомобильных магазинах можно найти готовый набор компонентов для самостоятельной заправки системы кондиционирования, который включает в себя все необходимое. Если приобрести такой нет возможности, то требуемые материалы можно подобрать отдельно, в тех же специализированных автомагазинах.

Все комплектующие требуется собрать в единую систему. Для этого к баллону с фреоном подсоединяется переходник, который острым краем проделывает отверстие на выходном клапане. Далее к переходнику прикручивается шланг, второй конец которого подключается к метрологическому устройству. Второй шланг подсоединяется также к тест-коннектору, который следует откалибровать, выставив актуальную температуру окружающей среды. После этого можно приступить непосредственно к заправке.

Процесс заправки

Пополнение запасов фреона в кондиционере осуществляется следующим образом:

  1. Надо найти магистраль с низким давлением и снять с нее колпачок, перед этим очистив рабочую область от грязи и пыли.
  2. К штуцеру подсоединить шланг – после этого система готова к заправке.
  3. Завести двигатель и довести число оборотов до 1500.
  4. Открыть клапан низкого давления, чтобы установить рециркуляцию воздуха на максимальную мощность. Баллон с хладагентом необходимо перевернуть краном вниз и постепенно открыть его. Двигатель автомобиля при этом находится в работающем состоянии.
  5. Пока кондиционер наполняется газом, отслеживайте показатели давления на метрологическом устройстве – они не должны быть выше значения в 285 кПа.
  6. Постепенно воздух в салоне будет охлаждаться. Когда температура потока из воздуховодов достигнет значения в +5-+8 ᵒС, кран на баллоне с фреоном следует перекрыть. Максимальное давление газа в системе не должно превышать показателей в 15-17 атмосфер.
  7. Осмотрите фильтр-осушитель через окошко: в жидкости не должно быть пузырьков воздуха, что говорит о правильном выполнении процедуры заправки кондиционера.

Меры предосторожности

Чтобы избежать неприятных последствий в ходе выполнения работ по заправке кондиционера, следует соблюдать простые правила:

  • Избегайте контакта с нагретыми частями двигателя, не располагайте вблизи инструмент
  • Используйте перчатки и очки для защиты глаз – утечка фреона может вызвать обморожение.

Помните о том, что самостоятельное вмешательство в работу кондиционера, в том числе, замена масла, может повлечь за собой аннулирование гарантии!

Как часто требуется заправка кондиционера

Баллон с фреоном можно хранить с подсоединенным к нему шлангом. То есть Вы легко сможете использовать систему для повторной заправки кондиционера.

Как часто заправлять автокондиционер?

Это зависит от интенсивности использования устройства, а также от правильности выполнения процедуры и степени заполненности фреоном контура системы. Если через две недели после проведения процедуры вы снова замечаете ухудшение работы кондиционера, то следует проверить его на наличие утечек. В целом, одной заправки должно хватить на 2-3 года.

Источник: https://smonta.ru/stati/kak-zapravit-avtomobilnyy-konditsioner/

Заправка автокондиционеров

26 Июня

Заправка автокондиционеров хладагентом производится примерно раз в 3-5 лет по мере необходимости. Все потому, что даже в нормально функционирующем кондиционере утечка хладагента происходит в размерах примерно 15 % в год, а если автомобиль старше трех лет, то и более. В этой статье мы расскажем, как происходит заправка кондиционера фреоном, сколько это стоит и какое бывает оборудование для заправки кондиционера.

Когда нужно произвести заправку кондиционера

Заправка кондиционера начинается с осмотра и диагностики, которая состоит из поиска косвенных признаков неисправностей и возможных утечек хладагента. Процесс диагностики состоит из следующих этапов:

  • Путем поочередного открытия портов низкого и высокого давления определяется давление хладагента в системе. Давление в обоих портах говорит об исправности системы.
  • При включенной системе кондиционирования обращают внимание на работу компрессора: после включения муфты компрессора давление в контуре высокого давления ниже 12-15 бар говорит о необходимости заправки кондиционера.
  • Высокая температура трубки контура низкого давления говорит о том, что хладагента в системе мало.

Недостаточное количество хладагента приводит к тому, что компрессор расходует свой ресурс, пытаясь накачать давление, и не охлаждает воздух в салоне. Есть и другие причины поломки системы кондиционирования, например такие, как поломка электроники и загрязнение системы.

Самостоятельно справиться с такими поломками вряд ли удастся, ведь за систему электроники отвечает автоэлектрик, а очистка системы – это не просто замена загрязнившегося фильтра.

Заправка фреоном

При заправке автокондиционеров в качестве хладагента чаще всего применяют реагент R-134а или тетрафторэтан, который, как правило, называют фреоном. При заправке фреоном легкового автомобиля в среднем расходуется 0,5 л этого вещества.

Заправка кондиционера фреоном обычно состоит из следующих этапов:

  1. Откачка старого хладагента и удаление из него остатков масла.
  2. Вакуумирование системы, чтобы удалить из нее остатки воздуха и влаги. Это очень важный этап заправки кондиционера. Для достижения вакуума необходимой глубины применяется специальное оборудование, которое выполняет эту операцию примерно за 30-40 минут.
  3. Тест на герметичность, который позволяет обнаружить возможные причины утечки хладагента.
  4. Заправка автокондиционера маслом, которое служит для смазки механизмов компрессора.
  5. хладагента, после которой необходимо завести двигатель, включить кондиционер и понаблюдать за работой системы.

Как правило, качественно заправить кондиционер без профессионального оборудования невозможно, особенно если необходимо выявить причину утечек хладагента. Чтобы правильно заправить кондиционер, нужно знать и понимать различные требования к обращению с хладагентом разных типов.

Определить причину утечек фреона и заправить кондиционер вы можете в процессе стандартной диагностики автомобиля в «Доступном сервисе».

«Доступный сервис» – действительно доступный!
8 (391) 219-55-00

Источник: https://xn--b1addncxgimfdeeo6j.xn--p1ai/sovety/zapravka-konditsionera/

Для чего нужна заправка кондиционера фреоном?

Компании, которые специализируются на продаже сплит-систем, обычно «просвещают» своих клиентов по поводу необходимого кондиционеру сервисного обслуживания. Такой пункт как «регулярная дозаправка фреоном» у многих покупателей вызывает вопросы. Попробуем ответить на самые актуальные из них.

Какую роль играет фреон в работе кондиционера?

Фреон представляет собой бесцветную жидкость или газ, который не воспламеняется на воздухе и не взрывается даже при контакте с открытым пламенем.

  • При испарении фреон поглощает тепло
  • При конденсации – выделяет. 

Именно это его свойство и лежит в основе работы кондиционера.

Заправка фреоном – обязательный элемент обслуживания кондиционеров

 В процессе работы сплит-системы происходит естественная утечка фреона. Она связана с тем, что соединения трубопровода, который объединяет блоки кондиционера, выполняются путем развальцовки. Нормальная ежегодная потеря хладагента составляет около 7%.

Поначалу это не создает особых проблем, однако со временем фреона остается слишком мало, и он уже не может обеспечивать необходимый уровень охлаждения компрессора. Тогда климатическое оборудование перестает хорошо справляться с работой в разных режимах, происходит перегрев компрессора, а потом его заклинивает.

Нередко устройство полностью выходит из строя, и в этом случае ремонт кондиционеров обойдется в круглую сумму: ведь компрессор – очень дорогой механизм, за него придется отдать едва ли не половину стоимости целого кондиционера.Такой ситуации легко избежать, если выполнять все рекомендации специалистов. В частности, обслуживание кондиционеров должно включать дозаправку фреоном каждые полтора-два года.

Как определить, когда следует обратиться в сервис-центр?

Следующие «симптомы» свидетельствуют о том, что в сплит-системе возник дефицит хладагента:

  •  на соединениях наружного блока появились иней и наледь;
  • воздух охлаждается недостаточно (различие в температуре на входе и выходе внутреннего блока должно составлять около 8-12°С).

Причиной могут быть как естественные потери фреона, так и какая-либо неисправность в кондиционере, при которой хладагент начинает испаряться слишком быстро. Если вы наблюдаете что-то подобное в своей сплит-системе, имеет смысл обратиться в компанию, с которой у вас имеется договор на техническое обслуживание, и заказать заправку фреоном. До приезда специалистов кондиционером лучше не пользоваться.

Почему выгоднее работать по договору на техническое обслуживание?

Помимо заправки фреоном, обслуживание кондиционеров подразумевает еще целый ряд операций:

  • чистку фильтров, вентиляторов и теплообменника,
  • проверку исправности электрических соединений,
  • очищение лицевой панели и др.

Чтобы сплит-система работала долго, рекомендуется проводить профилактические работы дважды в год: в апреле и в сентябре (то есть перед началом сезона и по его окончании).

Оптимальный вариант – работать с одной и той же компанией: при заключении договора на техническое обслуживание цена будет более выгодной, кроме того, поскольку исполнитель один и тот же, можно рассчитывать на стабильное качество работы.

 Часто такой договор можно подписать с организацией, которая работает сразу в двух сферах — продажа кондиционеров и их последующее сервисное обслуживание.

Вернуться в раздел

Источник: https://www.dtservis.ru/dlya-chego-nuzhna-zapravka-freonom.html

Заправка кондиционера

Как правильно определить, что кондиционеру требуется дозаправка, как правильно заправить кондиционер и какую последовательность действий нужно соблюдать при вводе фреона в систему? Это три основных вопроса, которые возникают у владельцев сплит-систем.

Заправлять кондиционер нужно как в период его эксплуатации, так и непосредственно после установки. Перед тем как осуществить дозаправку, остатки фреона необходимо полностью удалить из холодильного контура – это главное правило, выполнение которого будет гарантией правильной работы.

По вопросам заправки мы рекомендуем проконсультироваться с нашими менеджерами по телефонам, указанным на сайте. При необходимости, опытные специалисты нашей компании проведут все необходимые работы по подготовке и заправке вашего кондиционера.

Установка системы кондиционирования воздуха помогает решить проблему с охлаждением помещения в жаркие, знойные дни, а также поддерживать комфортную температуру в холодное время года. Чтобы оборудование служило долго и в полной мере выполняло свои функции, важно помнить, что время от времени требуется заправка кондиционера.

Когда это необходимо

Основные признаки того, что нужно заправить кондиционер:

  • медленное охлаждение /нагрев помещения;
  • на внешнем блоке техники образовался иней;
  • наблюдается разность температурного режима более 8 градусов между портами высокого и низкого давления;
  • обнаружение масла на трубах.

Какой хладагент выбрать

Сегодня используются различные хладагенты – все зависит от типа используемой вами климатической техники. Наиболее распространенным является фреон R22 – его выбирают в 90% случаев. Вариантами для замены выступают R134a, R407c и R410a.

Фреон

Заправка фреоном может быть выполнена несколькими способоами:

  • По массе – баллон с хладагентом взвешивается, далее заправляется до необходимой массы (обычно указано в технических характеристиках), питая всю систему кондиционирования.
  • По давлению – требует наличия технических данных производителя. С помощью манометрического коллектора к системе подсоединяют баллон с фреоном. Подачу хладагента осуществляют постепенно до требуемого уровня, контролируя на манометре давление.
  • Метод использования смотрового стекла базируется на обнаружении постоянного потока пузырьков в хладагенте. Заправка происходит до момента нормализации потока жидкости. Важна постепенная подача фреона для стабилизации давления.

Заправка сплит-систем

Чтобы заправить сплит-систему, не обойтись без специального оборудования и опыта работы в данной сфере. Заправка сплит-системы проводится в несколько этапов:

  • удаление защитных клапанов и колпачков с сервисного порта;
  • подсоединение вакуумного насоса к центру заправочного датчика системы;
  • соединение датчика с сервисным портом;
  • запуск вакуумного насоса (примерно на 30 минут); важно на данном этапе контролировать уровень давления в системе;
  • закрытие клапанов и тестирование сплит-системы;
  • завершающий этап – проверка тока; если наблюдается повышенный уровень, следует спустить определенное количество хладагента для нормализации работы компрессора.

Если вам необходима заправка кондиционеров в Омске, обращайтесь в компанию «Омск Климат». Также мы выполняем полный комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту климатической техники.  

Источник: https://xn--80apfafdek2aq.xn--p1ai/zapravka-konditsionera

Как часто надо заправлять кондиционер в машине?

Доброго всем времени суток! Приближается летнее тепло, а потому становится актуальным использование кондиционера теми счастливчиками, у которых в машине он установлен. Как и любое другое оборудование, он заправлен рабочей жидкостью, которая, как и моторное масло,  периодически требует замены или обновления. Как часто надо заправлять кондиционер в машине — об этом как раз и поговорим в данной заметке.

   Рекомендации производителей

Начать нужно с того, что автомобильные кондиционеры не требуют такой частой дозаправки, в отличие от многих других бытовых потребителей, например, тех же холодильников. Зачем это нужно, больше связано с особыми условиями эксплуатации. К ним относятся неровности отечественных дорог, регулярные нагрузки, перепады температур и давления и т.д.

Через сколько нужно смотреть за авто кондиционером и заливать свежую рабочую жидкость — это один из наиболее популярных запросов. Большинство производителей рекомендуют делать это каждые 2 года или сезона.

Считается, что фреон в среднем теряет от 5 до 10% своего объема за год, и эту разницу необходимо восполнять.

Конечно, это во многом зависит от того, насколько часто эксплуатируется кондиционер, поэтому, когда нужно заливать новый фреон будет зависеть от того, насколько часто Вы им пользуетесь.

Помимо дозаправки кондиционера, чтобы избежать появления неприятного запаха, необходимо периодически проводить очистку системы.

   Из-за чего снижается уровень хладагента

Можно не обращать внимание на необходимость дозаправки и эксплуатировать кондиционер по-прежнему. Он будет работать, но с повышенными нагрузками. Износ усиливается, и вскоре существенно возрастает вероятность более серьезных поломок и дорогостоящего ремонта. Достаточно вспомнить, что капитальный ремонт такого оборудования — удовольствие недешевое. Поэтому придется регулярно проверять, заправлен ли кондиционер фреоном, а если нет, то обратиться в специализированный сервис.

На необходимость дозаправки влияют следующие факторы:

  • процессы коррозии, разрушающие трубопровод и любые металлические детали;
  • температурные перепады, приводящие к растрескиванию и разрушению резиновых уплотнений;
  • повышенная вибрация в системе;
  • агрессивная среда.

Кстати, излишнее содержание этого газа в системе тоже ничего хорошего с собой не приносит. Благодаря создаваемому повышенному давлению, усиливается нагрузка на работу вентилятора и компрессоров. Это, опять-таки чревато, потенциальными поломками в будущем. Из всего сказанного напрашивается вывод, что ухаживать за системой и осматривать климатическое оборудование не реже 1–2 раз за сезон.

   Кому доверить дозаправку системы

Лучше всего не пытаться делать дозаправку собственными силами. Для этого нужны определенные навыки, опыт и знания. Лучше всего, обратиться за профессиональной помощью в специализированный автосервис или в тот автосалон, где покупался автомобиль.

Возможно, что причиной расходования фреона была утечка, и отыскать ее станет первоочередной задачей. В специализированных ремонтных мастерских обязательно есть оборудование и предназначенная для этого техника.

Сделать это у специалистов будет намного быстрее, чем пытаться заправить фреон своими руками.

Профессионал проведет предварительную диагностику, установит наличие утечки и конкретного места, где это происходит.

Можно рассчитывать на высокую точность проведенных замеров, чтобы фреона в системе оказалось именно столько, сколько требуется — ни больше и не меньше нормы. После заправки система будет проверена на герметичность.

Сколько стоит такая процедура лучше всего уточнить на ближайшем сервисе, поскольку цена может варьироваться, исходя из региона и присутствия конкурентов на рынке.

Подытожим: допустимый уровень утечки рабочей жидкости или газа из системы кондиционирования не должен превышать 15%. Если хладагента в ней будет недостаточно, сам кондиционер будет перегреваться, что приведет к выходу из строя компрессора или всего оборудования в целом.

Вот мы и постарались разобраться, нужно ли заправлять кондиционер автомобиля и зачем это следует делать перед началом сезона. Не забудьте, кстати, что его использование приводит к повышенному расходованию топлива. Читайте нас в последующих публикациях. До встречи!

Источник: http://avto-kul.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie/kak-chasto-zapravlyat-konditsioner.html

У этого поста — 3 комментария.

Жаркое лето не позволяет водителям расслабляться. Остались позади те времена, когда от жары водителя могло спасти только открытое окно и миниатюрный вентилятор. Однако нововведения не перестают радовать потребителей «комфорта». Технологический прогресс движется вперед широкими шагами, и в наше время уже никого не удивить кондиционерами, установленными в салоне автомобиля. Еще несколько лет назад авто кондиционер был атрибутом роскоши, а сейчас это вполне нормальное явление.

Большинство импортных автомобилей практически не обходится без системы кондиционирования. Но покупая такую машину не каждый осведомлен, что время от времени кондиционер следует заправлять. Лучше всего делать это параллельно с общим ремонтом авто. Как бы там ни было, каждый водитель должен знать, как произвести заправку системы кондиционирования своими руками.

Производим заправку кондиционера самостоятельно

Трубки кондиционера видны в наиболее доступных местах. На них размещено два штуцера, предназначенных для заправки. Они, как правило, закрыты пластиковыми пробками. Именно к штуцерам подключаются специальные шланги, через которые и осуществляется заправка кондиционера.

Заправить хладагент не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для начала стоит переместить старый хладагент в пустой баллон, после чего слить старое масло и вакуумировать систему. Далее система проверяется на герметичность. Если все в порядке, то заливается новое компрессорное масло.

Объем нового масла определяется объемом старого. Далее заправляется из второго баллона (ни в коем случае не использовать тот, куда был слит старый фреон). Система еще раз проверяется на герметичность. Это можно сделать посредством электронного носа или же специальной индикаторной добавки в масло.

Если все вышеописанные этапы были выполнены, стоит завести авто и протестировать заправленный кондиционер. Проверка осуществляется на всех режимах системы кондиционирования. Если система работает исправно, холодный воздух должен сразу поступить в салон автомобиля. В противном случае повторите пошаговую инструкцию и снова попробуйте завести автомобиль.

Заправлять кондиционер лучше своими руками, нежели обращаться в сомнительные автосервисы. Систему кондиционирования эти профессионалы заправят без труда, однако уже через пару дней хладагент испариться, и новая заправка понадобится практически сразу. Если же Вы все-таки решили заказать заправку кондиционера, то не забудьте упомянуть о диагностике, ведь бесплатно никто не возьмется заправлять кондиционер повторно.

Диагностика автомобильного кондиционера

Стоит помнить, что диагностика, выполняемая авто сканерами, не может дать четкого представления о работе системы. А ведь заправка хладагентом не может потребоваться просто так, тем более если временной интервал между этими заправками/дозаправками очень короткий. Значит, что-то работает неисправно.

Саму диагностику также можно выполнить самостоятельно. Нужно подключить 2 манометра, которые идут вместе с заправочным комплектом. Манометры подключаются к штуцерам высокого и низкого давления. После необходимо завести двигатель автомобиля и проверить, работает ли давление в системе кондиционирования. Как правило, высокое давление должно приблизительно подниматься до 10 – 15 кг, низкое – падать до 2 кг.

Такие параметры подтверждают наличие хладагента в системе кондиционирования и компрессор работает исправно. При этом в салон поступает холодный воздух из кондиционера. Если эти параметры не соответствуют данным, значит в процессе заправки была допущена какая-то ошибка, или же неисправность берет свое начало с совершенно иной части автомобиля.

В этом случае не просто можно, но и необходимо обратиться за помощью в автосервис, так как настоящая причина неисправности может быть действительно серьезная.

Заправка систем кондиционирования – весьма затратное дело, если сразу не отправляться за помощью к механикам. Подумайте, а не попробовать ли Вам свои силы в этом деле? Всего несколько несложных действий позволит заправить кондиционер и наслаждаться прохладой в жаркое лето. И лишь в том случае, если попытки заправить кондиционер тщетны, стоит обратиться к профессионалам.

Источник: https://autonovice.ru/a92.htm

Заправка домашнего кондиционера

Сервисный центр «РемБытТех» осуществляет заправку и дозаправку домашних кондиционеров фреоном. Наши бригады работают во всех районах Москвы и городах ближайшего Подмосковья. Мы готовы выполнить вашу заявку уже в течение 24 часов с момента обращения.

Если ваш кондиционер нуждается в профилактике, перестал холодить или на дисплее высветилась ошибка о недостаточном количестве хладагента в агрегате – не медлите! Звоните в «РемБытТех»: в течение суток мы вернем ваш кондиционер в рабочее состояние и в вашем доме или офисе вновь будет комфортная температура!

Цены на заправку бытового кондиционера фреоном

Стоимость заправки кондиционера на дому варьируется от 2500 до 4500 рублей в зависимости от марки и модели агрегата, а также от характера работ – дозаправить кондиционер будет стоить дешевле, чем произвести полную заправку.

В случае если дозаправка фреона осуществляется в рамках ежегодного обслуживания кондиционера, мы рекомендуем воспользоваться комплексной услугой Профилактика STRONG. Услуга стоит 4500 рублей и включает в себя:

  • Прочистку фильтров (внутреннего блока);
  • Прочистку наружного блока;
  • Прочистку крыльчатки;
  • Разборку наружного блока;
  • Дозаправку газом.

Преимущества для вас

  • Бесплатная консультация специалистов. Сотрудники «РемБытТех» проведут по телефону консультацию по вопросам обслуживания кондиционеров, расскажут о возможных причинах возникновения утечки фреона и ценах на заправку вашего агрегата.
  • Бесплатный выезд мастера. Мастер приедет к вам  в течение 24 часов с момента оставления заявки.

    В случае вашего согласия на проведение профилактических или ремонтных работ специалистами «РемБытТех» – плата за выезд мастера не взымается.

  • Время работы с 8 до 22. Для вашего удобства мы работаем с утра до позднего вечера, без праздников и выходных дней. Вы всегда сможете выбрать подходящее для вас время приезда мастера.
  • Гарантия качества. Все наши работы подтверждены гарантийными обязательствами на срок до 1 года.

    Гарантия действует как на работу мастеров, так и на запчасти (в случае, если требуется их замена).

Заправка и дозаправка бытовых кондиционеров фреоном

Производители и мастера по кондиционерам рекомендуют не реже, чем раз в год проводить обслуживание климатического оборудования. Это связано не только с загрязнением внутреннего и внешнего блока, прочистить которые самостоятельно – крайне затруднительно. Но еще и с тем, что фреон постепенно испаряется даже из исправной системы: потери составляют до 7% в год.

Уменьшение объема циркулирующего хладагента приводит к увеличению нагрузки на компрессор, что может впоследствии привести к его поломке. Именно поэтому не стоит пренебрегать ежегодной профилактической процедурой по обслуживанию вашего кондиционера. В случае ежегодного обслуживания климатической техники речь, как правило, идет о дозаправке кондиционера.

Дозаправка домашних кондиционеров

Итак, мы уже выяснили, что раз в год бытовому кондиционеру требуется дозаправка по причине естественного испарения фреона. Также дозаправка системы требуется в случае, если:

  • Кондиционер охлаждает, но не достаточно сильно.
  • Кондиционер, работающий на обогрев, не достаточно греет.
  • У кондиционера обмерзает внешний или внутренний блок: видна наледь, слышны нехарактерные шумы, капает вода.

Все эти признаки говорят о том, что уровень фреона в системе упал. Кондиционер работает на остатках хладагента, но из-за низкого давления справиться не может. Важно понимать, что в данном случае идет серьёзная перегрузка компрессора и иных узлов агрегата: если не произвести своевременную дозаправку системы, кондиционер может выйти из строя полностью.

Порядок работ при дозаправке кондиционера фреоном на дому

  • Проверка уровня фреона. Мастер подключает специальный манометр-коллектор к сервисному порту на внешнем блоке кондиционера и проверяет давление фреона в системе. Также собирается анамнез – как давно работает кондиционер, когда последний раз была заправка или дозаправка, есть ли симптомы неисправной работы.
  • Определение объема дозаправки.

    Если профилактические работы не проводились долго время, и можно говорить о естественном падении уровня фреона, мастер приступает к дозаправке. По данным манометра он определяет, какое количество хладагента необходимо добавить в систему.

  • Дозаправка кондиционера фреоном. К коллектору подключается баллон с фреоном той марки, которая используется в вашем кондиционере и агрегат дозаправляется до нужного уровня.

    Степень заправки контролируется манометром или специальными весами, в случае если мастер заправляет кондиционер по весам.

  • Проверкаработоспособности. По окончанию работ мастер проверяет работоспособность системы и выдает гарантийный талон.

Как правило, для дозаправки кондиционера требуется 50 -100 грамм фреона.

В случае, если количество хладагента в системе совсем низкое – речь, вероятнее всего, идет о какой-то поломке, из-за которой произошло испарение хладагента. В этом случае необходимо найти причину утечки, устранить ее и полностью перезаправить кондиционер фреоном.

Полная заправка кондиционера фреоном

Полная заправка кондиционера в квартире хладагентом требуется во всех случаях потери герметичности охлаждающей системы по причине утечки или в случае устранения иной поломки, которая требует «вскрытия» системы. В частности, заправка потребуется при следующих неисправностях:

  • Утечка фреона. Происходит в местах заводских паек трубопровода или развальцовки.
  • Неисправность мотора-компрессора кондиционера. Компрессор выходит из строя из-за чрезмерной нагрузки при наличии другой неисправности или по причине естественного износа (в кондиционерах с длительным сроком эксплуатации).
  • Неисправность четырехходового клапана. Случается в кондиционерах, работающих в двух режимах – на обогрев и охлаждение.

Порядок работ при полной заправке бытового кондиционера

  • Ремонтные работы. Мастер проводит замену вышедшей из строя детали или устранение течи в холодильном контуре.
  • Проверка герметичности системы. Под избыточным давлением в систему нагнетается азот, после чего по данным манометра проверяется герметичность контура. Применение азота также позволяет удалить из системы избыточную влагу.
  • Вакуумация кондиционера. При помощи специального насоса в холодильном контуре создается вакуум – для удаления воздуха и остатков влаги. В зависимости от типа кондиционера процесс занимает 15-30 минут.
  • Заправка кондиционера фреоном. В систему нагнетается фреон. Количество хладагента определяется по данным манометра или по весам.

    Способ измерения зависит от типа фреона, марки кондиционера и температурных условий.

  • Проверка работоспособности. По окончанию работ мастер проверяет работу кондиционера и выдает гарантийные документы.

Отдельно стоит сказать, что заправка и дозаправка системы фреоном – процедура не такая простая, как кажется на первый взгляд.

Избыток фреона также опасен для кондиционеров, как и его недостаток. Чтобы определить, сколько хладона нужно закачать в систему, требуется учесть не только марку фреона и модель кондиционера, но также многие другие параметры – давление в системе, температуру окружающей среды и даже срок эксплуатации агрегата.

Поэтому, пожалуйста, не доверяйте заправку вашего кондиционера неквалифицированным специалистам. Лучше обращайтесь в «РемБытТех»!

Источник: https://rembitteh.ru/hozyayke-na-zametku/zapravka-domashnih-konditsionerov/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Фабрика холода
Можно ли заморозить запеченное мясо

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]